Дубкова Антонина Тихоновна (Хохлова)
(01.05.1921-14.03.2013)
Ушла добровольцем на фронт. Воевала в 125-м гвардейском бомбардировочном авиационном борисовском орденов Суворова и Кутузова полку имени Марины Расковой.
За личное мужество и отвагу, за героизм, проявленный в годы Великой Отечественной Войны, Антонина Хохлова была награждена орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Орденом Отечественной войны.
Вот он – комсомольский экипаж Пе-2, «пешки», пикирующего бомбардировщика с заводским номером 14/136: Екатерина Федотова – командир звена, пилот, Клара Дубкова – штурман и Тоня Хохлова (3-я справа) – стрелок-радист.
Тошка, как звали ее однополчане, - темноволосая, острижена под мальчишку, с серыми хитроватыми глазами. Всегда быстрая, неугомонная, смеялась, шутила. Но с запуском моторов шутки прекращались. Только четкие доклады: «Противник справа, слева, разрыв снизу, слева. Бьют больше справа». И Тоня, отбивая атаки противника, бросалась с переносным пулеметом от борта к борту или устанавливала его в астролюке. А в ушах голос Клары Дубковой: «Командир, доверни влево, Тошка, стреляй – я не могу, он в мертвой зоне». А бой становиться все ожесточеннее. Атака за атакой. И беспрерывно красные и зеленые ленты трассирующих пуль. Белые и черные шапки разрывов зенитных снарядов. Только и слышишь: «Атакуют левого ведомого», «Семь пробоин в правом крыле». Патроны на исходе, а бой не кончился. Горит вражеский самолет. Кто-то сбил его. Но новая атака. Теперь противник пошел в лобовую – все летчики открывают ураганный огонь, и он не выдерживает. Уходит вправо с набором высоты. А самолет уже на своей территории.
Лето 1944 года. С аэродрома Балабасово, что под Оршей, экипаж Федотовой послали в разведку на Минск. На заданной высоте самолет пересек линию фронта, подошел к объекту, принялись его фотографировать. Все спокойно и экипажу даже скучно. Но тут раздается голос Тони Хохловой: «Вижу автоколонну противника». Снизились до бреющего и начали ее расстреливать. Опомнились, когда кончились патроны; Клара, следившая за воздухом, доложила: «Истребители противника поднимаются с аэродрома». Не набирая высоты, самолет проскочил линию фронта и ушел к своему аэродрому. Посадили самолет на час позже положенного, чем заставили поволноваться друзей и командиров. За выполнение задания экипаж получил благодарность, за опоздание – трое суток домашнего ареста.
А однажды на взлете вооруженный самолет сел без шасси на живот. Весь аэродром замер: «Рванет или не рванет?». Несколько минут все не дышали. И тут на фюзеляж вылезла Антонина, достала зеркальце и смахнув пыль с лица капризно воскликнула, обращаясь к пилоту: «Катя, как ты напылила!».
Весна 45-го. Прибалтика. Дожди и туманы. Несмотря на сложные метеоусловия девчата уверенно водили свою «пешку». Как лучшему экипажу в полку, им разрешили нарисовать на фюзеляже ласточку – вестницу весны и желанной победы.
А потом – долгожданная Победа. И Тошка – Антонина Хохлова, в составе своего экипажа и лучших экипажей полка, вылетела в Москву для участия в параде Победы.
А после войны Антонина окончила институт иностранных языков, вышла замуж за Бориса Дубкова, брата боевого товарища – Клары Дубковой. Много лет жила в городе Тарту (Эстония) и преподавала в Университете на кафедре иностранных языков. Потом переехала в Москву и с 1963 по 1992 год работала на кафедре иностранных языков Университета дружбы народов. Преподавала английский язык и специальный перевод студентам-физикам. Неоднократно награждалась грамотами и памятными медалями. Была заводилой, душой коллектива кафедры, великолепной рассказчицей.
Комментарии (0)
Написать комментарий