Аспирантам Полезная информация Интервью
Дата публикации
21 ноября 2018 г.
Интервью председателя Высшей аттестационной комиссии Владимира Филиппова
Владимир Астапкович/ИТАР-ТАСС
Чем университетские ученые степени будут отличаться от ВАКовских, кто получит это право и изменится ли работа Всероссийской аттестационной комиссии? Об этом в интервью Indicator.Ru рассказал председатель ВАК и ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов.
— Правительство приняло постановление, согласно которому около 60 организаций смогут присуждать степени самостоятельно. Какие вузы будут включены в список?
— В первую очередь (4 пункт Положения) это почти автоматически распространяется на вузы, которые имеют категорию «Федеральный университет» (их девять) и «Национальный исследовательский университет» (их 29), и на еще несколько вузов, которым предоставлено право реализации собственных образовательных стандартов высшего образования. Таким образом, получается примерно 45 вузов. Почти все вузы из программы «5-100» входят в этот список, но из вузов «5-100» не входят в эту группу, например, ЛЭТИ и Южно-Уральский государственный университет.
Что касается критериев для других вузов-претендентов, то в вузе должен быть как минимум один диссовет. Должно быть не более 1% отрицательных решений Минобрнауки по защищенным диссертациям для предыдущего года. Доходы от НИР на одного научно-педагогического работника в год должны быть не менее миллиона рублей. Это очень сильный критерий. Поэтому не очень большое количество вузов может на это претендовать. Должно быть также в среднем не менее одной публикации в Web of Science на одного научно-педагогического работника.
— За какой период?
— За предыдущий год.
— Для любой специальности? И для физиков, и для лингвистов?
— Да. На данном этапе так решили. Для научных организаций критерии еще более жесткие. Это наличие диссовета, не более 1% отмененных решений по диссертациям за последние три года, не менее 30 публикаций в WoS за прошедший год и не менее 200 миллионов рублей в год на исследования и разработки.
— Помимо федеральных университетов и национальных исследовательских институтов, какие еще вузы получат право присуждать степени?
— Это вузы, которые по указу президента имеют право собственных образовательных стандартов высшего образования. Это РУДН, МГИМО, РАНХиГС, Морской университет в Санкт-Петербурге и некоторые другие.
— Как это нововведение отразится на деятельности ВАКа?
— На деятельности ВАКа оно никак не отразится. Может быть, будет меньше работы ВАКу, поскольку вышеуказанные ведущие вузы давали большое количество диссертаций (но хлопот ВАКу они доставляли меньше, так как исходящие от них диссертации в основном были высокого качества). Мы будем уделять больше внимания другим вузам. Но ведь абсолютное большинство вузов и научных организаций в эту сеть не войдет.
Это нововведение считается первой частью пилотного проекта. Следующим этапом, через несколько лет, может быть значительное расширение числа вузов, которые смогут самостоятельно присуждать степени кандидата и доктора наук. Например, в США право присвоения PhD дано не всем вузам. Далеко не все американские вузы имеют магистратуру. Российская система образования сейчас идет по тому же пути — по пути стратификации вузов по уровню образования. Кому-то будет дано право вести только бакалавриат. Скажем, такой-то педагогический институт сможет готовить только учителей для школы. И для этого будет достаточно четырехлетнего обучения. Каким-то вузам будет разрешено иметь и бакалавриат, и магистратуру. Кому-то будет разрешено ввести уровень PhD. На одной из сессий конференции вузов проекта «5-100» я с удивлением узнал, что сейчас из примерно 700 государственных вузов, только 150 выделили бюджетные места для приема в аспирантуру. Остальным не дали вообще бюджетных мест для приема в аспирантуру. Это означает, что эти вузы фактически потом не получат право присуждать научную степень. Их выпускники, аспиранты и преподаватели должны будут идти в другие вузы и там защищать диссертации.
Подчеркну, что МГУ, СПбГУ и 45 вузов из постановления Правительства получают право присуждать степень совсем не для того, чтобы они защищали там своих преподавателей и аспирантов. К ним должны обращаться люди со всей страны и защищаться как в обычном диссовете.
— Планируется ли наконец приравнивать кандидатскую степень к PhD?
— Это уже следующий этап реформаций. Сейчас важнейшая задача — решить, какой должна быть аспирантура. Мы вошли в Болонский процесс, аспирантура стала третьим уровнем высшего образования. Встал вопрос, как быть с защитой диссертаций. Требовать, чтобы она была обязательной, практически невозможно. Сегодня в России в срок диссертации защищают примерно 30% аспирантов. Но если речь идет, например, о бакалавриате или магистратуре, то мы не можем выпускать с дипломом всего 30% принятых. Это нонсенс, такого ректора с работы снимут. Более того, есть показатель, что если вуз выпускает менее 90% принятых студентов, а потратил 100% бюджетных денег, то вуз наказывают финансово, и он вынужден возвращать деньги в бюджет. И теперь эта норма автоматически распространяется на аспирантуру, как третий уровень высшего образования. Как быть в этой ситуации?
Я уже упомянул, что нельзя требовать, чтобы 90% защищали диссертации. Но с другой стороны, если вы поступаете в аспирантуру, а мы не ставим задачу, чтобы вы готовили диссертацию, то молодежь не пойдет в такую аспирантуру. Я, как ректор РУДН, это уже ощущаю со стороны иностранных студентов. При поступлении в аспирантуру они говорят: «Если вы не ставите перед нашими научными руководителями и кафедрами задачу готовить с аспирантами диссертации, то зачем нам идти в вашу аспирантуру?» Поэтому сейчас более важен вопрос не с приравниванием наших степеней кандидата наук к PhD, а с тем, чтобы решить, какой должна быть наша аспирантура. Как быть с присуждением степеней, как учесть положительный опыт нашей прежней научной аспирантуры? Одна только образовательная программа в аспирантуре, например, научным институтам ФАНО (РАН) не очень интересна. Они готовят аспирантов для других целей — для научной работы. И у них аспиранты поступают, чтобы писать диссертации. 17 мая на Конференции в РУДН вузов программы «5-100» прозвучала идея, заинтересовавшая представителей Минобрнауки, о том, что нужно сохранить преемственность с опытом магистратуры. У нас есть педагогическая, научно-исследовательская, практико-ориентированная магистратура. Возможно, что и аспирантура должна быть выстроена по тому же принципу. Если она научная, то нужно обязательно защищать диссертацию.
Что касается других видов аспирантуры, то там тоже можно присваивать степень. По аналогии с мировым опытом, она может называться Doctor of Business Administration или (для тех, кто пойдет в госслужбу) Doctor of Public Administration и так далее. Степени могут различаться, но присуждать их нужно. Иначе не совсем понятно, зачем идти в аспирантуру.
— Недавно в СМИ прошла информация со ссылкой на директора Департамента науки и технологии Минобра Сергея Матвеева, что, согласно новому закону о науке, степени будут присуждать без защиты, по совокупности публикаций и патентов. Как можете прокомментировать эту инициативу?
— Это старая и живучая идея. Она была в СССР, в 90-е году в России эта норма тоже работала. Но когда расшаталась дисциплина в научном сообществе, пошло много халтуры в диссертациях, появились желающие получить степень, за которых писали диссертации. Это были и бизнесмены, и депутаты разных уровней. Они набирали определенное количество статей и получали кандидатские и докторские степени «по совокупности работ», даже не приходя на защиту.
Дата публикации
21 ноября 2018 г.
На рубеже двух столетий наблюдается четко выраженный интегративный подход к анализу деятельности переводчика. Весь путь развития переводоведения позволяет говорить, что моделируя объект данной науки, исследователи постоянно расширяют понятийный аппарат, анализируют данную деятельность с позиций лингвистики, психолингвистики, когнитивистики, культурологии, историографии, социологии и т.д. Такая модель по своей сути становится интегративной/сетевой моделью перевода. , 2017
Треть всех подаваемых в журналы статей отклоняется редакцией еще до направления на рецензирование. Во многом это происходит из-за некорректного подбора журнала. Ведущий консультант компании Elsevier Андрей Михайлов в своем вебинаре, который пройдет 13 мая 2020 в рамках обучающих вебинаров Центра академического письма и коммуникации РАНХиГС, предложит авторам ряд общих рекомендаций по подбору журнала, а также порекомендует специализированные ресурсы, позволяющие подобрать журнал, исходя из исследовательского профиля или стоящих перед автором задач – скорости публикации, вероятности успеха и т.д.