В Москве 26-27 сентября 2017 г. проходила международная конференция по новым образовательным технологиям EDCRUNCH 2017.

Основными устроителями выступали МИСиС и Рыбаков фонд. Приветствие было довольно представительным:

  • Андрей Фурсенко, помощник президента РФ,
  • Аркадий Дворкович, зам. председатея правительства РФ,
  • Людмила Огородова, зам. министра образования и науки РФ,
  • Игорь Рыбаков, учредитель Рыбаков- фонда,
  • Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС

Было много выступлений в рамках различных секций, панельных дискуссий и круглых столов. Попробую изложить тезисно:

  1. Интеграция цифрового образования в вузовское обучение. Необходимо идти по пути персонифицированного обучения. Сейчас такие обучающие платформы есть, но если студент прослушал эти курсы, они не могут быть засчитаны в вузе, потому что отсутствуют соответствующие нормативные документы. А самому вузу это не всегда выгодно, потому что если это засчитать, то потребуется возвращать часть полученных на обучение студентов денег. Представители министерства образования примерно к концу 2018 г. пообещали такую систему организационных и нормативных документов, которые позволят прослушанные и сданные российские или зарубежные онлайн курсы засчитать и внести в университетский диплом.
  2. Несколько лет назад предрекали, что МООКи кардинально изменят образование, однако, по мнению выступавших, этого не произошло и МООКи сегодня себя почти изжили. Российские и зарубежные участники форума полагают, что в ближайшие 30 лет образование не изменится и уберизации обучения не произойдёт. Что касается бигдаты, то представитель Майкрософта отметил, что в ближайшие годы стоит задача структурирования баз данных, выработки принципов хранения данных и этических норм их использования.  
  3. Россия до сих пор сохраняет лидирующие позиции в заочном образовании. Но при этом мы до сих пор пересылаем написанные в тетрадях задания по Почте России. Однако сегодня создать цифровую площадку для заочного обучения почти не реально, так как хотя для этого не нужен аудиторный фонд, но остаются обязательными - медпункт и спортивная площадка для занятий студентов-заочников.
  4. Отмечалось, что следует менять мышление самих преподавателей, научить их делать больший акцент на «мягкие навыки», навыки общения, профессиональную этику/навыки ведения дел, критическое мышление/умение решать задачи, стрессоустойчивость, ответственность, коммуникабельность, креативность, обучаемость, умение учить других, управление временем и финансами, развитый эмоциональный интеллект.
  5. Надо обсуждать не будущее университетов, а будущее обучения. Открытый университет будущего — плановое обучение и онлайн обучение. Объединение формального и неформального обучения. Дистанционные лаборатории. Командное обучение.
  6. Следует изменять традиционный университет — люди должны иметь возможность получать образование в университетах на протяжении всей жизни. Для этого нужна большая гибкость программ, возможность выбора предметов в соответствии с потребностями человека, отказ от обязательного присутствия на всех занятиях, изменения формата занятий, отход от традиционных лекций и т.д. Отмечают, что чем больше студент проводит времени в вузе, тем ниже качество образования. Университеты будут продолжать существовать, конечно, они будут меняться, но не очень быстро. Интересно, что сегодня средний возраст студента не 23 года, а 30 лет. Это является свидетельством тенденции к обучению на протяжении всей жизни. Поэтому будущее университетов видят в их преобразовании в такие площадки, куда человек сможет возвращаться в любом возрасте, чтобы дополнить свои знания, скорректировать или поменять свою профессию.
  7. Никакие роботы не заменят преподавателя. Канадские исследователи провели сравнительный анализ с помощью томографа реального и онлайн общения. Результаты показали, что при непосредственном общении у человека задействовано несопоставимо больше рецепторов, чем при онлайн общении. При таком общении человек и понимает и запоминает значительно больше информации, глубже и критичнее её оценивает.
  8. Выступавшие отмечали катастрофически низкий уровень финансирования исследовательской работы в области образования, что мешает и цифровизации образования. Освоению новых технологий мешает и отсутствие у преподавателей возможности вести такую работу из-за высокой аудиторной нагрузки Снизить аудиторную нагрузку преподавателей, по мнению выступавших, даст разработка образовательных траекторий, когда студенты смогут сами и по рекомендациивыбирать необходимые онлайн курсы в дополнение к аудиторным занятиям.

После этого форума у меня осталось глубокое убеждение, что сегодня и учителя в школах, и преподаватели в вузах оказались в новой и очень сложной ситуации: они сами должны учиться буквально на бегу всему тому, чему должны научить школьников и студентов. Удачи нам всем!

Комментарии (1)

Вдовичев Алексей Владимирович
Наталия Николаевна, мы должны "учиться на бегу всему тому, чему должны научить школьников и студентов", а еще должны разработать такие учебные программы с такими компетенциями,которые перекроют весь Запад и Америку. которая должна остаться где-то далеко позади при нашей креативности и работоспособности. На каждый пункт вышеуказанных тезисов готов в сотрудничестве с российскими коллегами составить статью: за и против, т.к. эта тема очень актуальна сейчас для Республики Беларусь. Будем сотрудничать!

Написать комментарий

Войдите,чтобы иметь возможность писать комментарии и участвовать в обсуждениях