Основными устроителями выступали МИСиС и Рыбаков фонд. Приветствие было довольно представительным:
- Андрей Фурсенко, помощник президента РФ,
- Аркадий Дворкович, зам. председатея правительства РФ,
- Людмила Огородова, зам. министра образования и науки РФ,
- Игорь Рыбаков, учредитель Рыбаков- фонда,
- Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС
Было много выступлений в рамках различных секций, панельных дискуссий и круглых столов. Попробую изложить тезисно:
- Интеграция цифрового образования в вузовское обучение. Необходимо идти по пути персонифицированного обучения. Сейчас такие обучающие платформы есть, но если студент прослушал эти курсы, они не могут быть засчитаны в вузе, потому что отсутствуют соответствующие нормативные документы. А самому вузу это не всегда выгодно, потому что если это засчитать, то потребуется возвращать часть полученных на обучение студентов денег. Представители министерства образования примерно к концу 2018 г. пообещали такую систему организационных и нормативных документов, которые позволят прослушанные и сданные российские или зарубежные онлайн курсы засчитать и внести в университетский диплом.
- Несколько лет назад предрекали, что МООКи кардинально изменят образование, однако, по мнению выступавших, этого не произошло и МООКи сегодня себя почти изжили. Российские и зарубежные участники форума полагают, что в ближайшие 30 лет образование не изменится и уберизации обучения не произойдёт. Что касается бигдаты, то представитель Майкрософта отметил, что в ближайшие годы стоит задача структурирования баз данных, выработки принципов хранения данных и этических норм их использования.
- Россия до сих пор сохраняет лидирующие позиции в заочном образовании. Но при этом мы до сих пор пересылаем написанные в тетрадях задания по Почте России. Однако сегодня создать цифровую площадку для заочного обучения почти не реально, так как хотя для этого не нужен аудиторный фонд, но остаются обязательными - медпункт и спортивная площадка для занятий студентов-заочников.
- Отмечалось, что следует менять мышление самих преподавателей, научить их делать больший акцент на «мягкие навыки», навыки общения, профессиональную этику/навыки ведения дел, критическое мышление/умение решать задачи, стрессоустойчивость, ответственность, коммуникабельность, креативность, обучаемость, умение учить других, управление временем и финансами, развитый эмоциональный интеллект.
- Надо обсуждать не будущее университетов, а будущее обучения. Открытый университет будущего — плановое обучение и онлайн обучение. Объединение формального и неформального обучения. Дистанционные лаборатории. Командное обучение.
- Следует изменять традиционный университет — люди должны иметь возможность получать образование в университетах на протяжении всей жизни. Для этого нужна большая гибкость программ, возможность выбора предметов в соответствии с потребностями человека, отказ от обязательного присутствия на всех занятиях, изменения формата занятий, отход от традиционных лекций и т.д. Отмечают, что чем больше студент проводит времени в вузе, тем ниже качество образования. Университеты будут продолжать существовать, конечно, они будут меняться, но не очень быстро. Интересно, что сегодня средний возраст студента не 23 года, а 30 лет. Это является свидетельством тенденции к обучению на протяжении всей жизни. Поэтому будущее университетов видят в их преобразовании в такие площадки, куда человек сможет возвращаться в любом возрасте, чтобы дополнить свои знания, скорректировать или поменять свою профессию.
- Никакие роботы не заменят преподавателя. Канадские исследователи провели сравнительный анализ с помощью томографа реального и онлайн общения. Результаты показали, что при непосредственном общении у человека задействовано несопоставимо больше рецепторов, чем при онлайн общении. При таком общении человек и понимает и запоминает значительно больше информации, глубже и критичнее её оценивает.
- Выступавшие отмечали катастрофически низкий уровень финансирования исследовательской работы в области образования, что мешает и цифровизации образования. Освоению новых технологий мешает и отсутствие у преподавателей возможности вести такую работу из-за высокой аудиторной нагрузки Снизить аудиторную нагрузку преподавателей, по мнению выступавших, даст разработка образовательных траекторий, когда студенты смогут сами и по рекомендациивыбирать необходимые онлайн курсы в дополнение к аудиторным занятиям.
После этого форума у меня осталось глубокое убеждение, что сегодня и учителя в школах, и преподаватели в вузах оказались в новой и очень сложной ситуации: они сами должны учиться буквально на бегу всему тому, чему должны научить школьников и студентов. Удачи нам всем!
Комментарии (1)
Написать комментарий